1. СТРАТЕГИЯ ЯПОНСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ЧАСТНОГО БИЗНЕСА
Особое место управления в японской экономической системе (этим же определяется его исключительная значимость для экономического развития, а также и его специфичность) обусловлено тем, что именно оно обеспечивает связанность экономики Японии в такой мере, что на нее смотрят как на единую гигантскую корпорацию.
Управление фирмами связывает воедино их внутренние ресурсы и внешнюю среду, наиболее существенными компонентами которой являются государственное регулирование экономики, конкуренция, образование и культурные традиции.
В чем же заключены возможности японского управления, которые позволяют ему в условиях жесточайших конкуренции не только адаптировать корпорацию, фирму к изменяющимся условиям среды, но и влиять на эту среду и воспроизводить в своей деятельности экономический механизм Японии в целом, делающий ее экономику наиболее быстро развивающейся и одной из самых сильных в капиталистическом мире?
По-видимому, можно отметить целый ряд особенностей японского управления, которые усиливают адаптивность, конкурентоспособность и экспансионизм японского бизнеса. Однако все они так или иначе проявляются и реализуются через ключевую особенность японского управления - специфичность его стратегии.
Длительное время основное внимание при изучении японского управления обращалось преимущественно на технологию и организацию управления, особенно в сфере управления персоналом. Однако при таком подходе не удавалось найти убедительного ответа на вопрос, почему вообще возможно управление данного типа. Как функционирует данный тип управления, вообще известно; как и почему он сложился, тоже в общих чертах выяснено, а вот почему этот тип управления существует и обеспечивает при этом высокую эффективность - это не совсем ясно.
В последнее время начинает получать распространение новый взгляд на японское управление - сквозь призму его стратегии. Это дает возможность объяснить, почему управление обеспечивает связанность экономической системы: почему и как государственное регулирование сосуществует с конкуренцией, почему и как в деятельности фирм парадоксально сочетается традиционность, иногда уходящая корнями чуть ли не в средневековье, с самыми современными достижениями; почему и как при существовавшей длительное время относительной дешевизне квалифицированной рабочей силы японские фирмы взяли курс на резкий рост фондовооруженности и существенно обошли по этому показателю в ключевых отраслях своих западных конкурентов.
Основные характеристики стратегии управления японских фирм, как представляется, сводятся к следующему:
- ориентация на постоянные изменения как во внешней среде, так и внутри фирмы;
- ориентация на внешнюю среду и на место в этой среде;
- отсутствие детерминированного курса извещения;
- учет и использование всех возможностей для выживания и увеличения своей роли в изменяющемся мире не в текущий момент, а в длительной перспективе;
- выделение в качестве основного ресурса выживания человеческих ресурсов, их интеллектуального потенциала и постоянно развивающихся технологий,
Забудь о сегодняшнем дне, а думай и заботься о завтрашнем - этот подход в корне противоположен широко распространенному на Западе подходу "Будет день - будет и пища".
При данной стратегии, в которой нет места канонизации, а есть, наоборот, гибкость, способность к адаптации, стремление быть на гребне изменений, объективно сказывается потребность уметь путем быстрых перестроек отвоевать свое место на рынке.
Это значит, что фирмы объективно заинтересованы в наращивании потенциала человеческого и технологического, так как только при большом потенциале возможны резкие маневры и, естественно, при данной стратегии частному бизнесу совершенно необходимо такое воздействие сверху, которое дало бы ему возможность как можно точнее и объективнее определить стратегические ориентиры.
Таким образом, происходит совмещение частной конкуренции и государственного регулирования. Причем конкуренция выполняет роль двигателя, а государственное регулирование - роль стратегического ориентира. В отличие от большинства европейских стран японское правительство упорно развивает жесткую конкуренцию в каждом секторе экономики, добиваясь, чтобы в каждом из них обязательно оставалось несколько участников и чтобы конкуренция не приводила к монополии.
Подобная стратегия требует повышенной надежности от системы. Основными же условиями обеспечения надежности функционирования фирмы и ее постоянного развития являются снижение издержек, повышение качества, расширение потребительских свойств продукции. Поэтому именно на эти, как на самые важные, цели устремлено управление. Условиями же достижения этих целей являются повышение качества труда и совершенствование технологии.
Практически подавляющее большинство исследователей японских методов признают большое влияние государственного регулирования на развитие японской экономики. Однако представляется важным обратить внимание на то, что применительно к опыту Японии невозможно установить примат либо частного бизнеса, либо государства в отношениях регулирования. Частный бизнес по своей природе отрицает государственное воздействие, но в то же время он не может без него обойтись при той стратегии, которой следуют частные японские компании. Государство, с другой стороны, правомочно в использовании экономических и административных рычагов воздействия на частный бизнес, и в то же время его возможности резко ограничены царствованием конкуренции в рыночных отношениях.
Поэтому, с одной стороны, капиталистические отношения отрицают государственное регулирование, а с другой стороны, управленческая стратегия частных фирм требует такого регулирования. В результате между государством и частным бизнесом устанавливаются паритетные отношения, направленные на выживание и развитие частного бизнеса, но в то же время не предполагающие доминирования какой-нибудь из этих двух сторон.
И если в других развитых капиталистических странах государство вмешивается в экономику, воздействует на частный бизнес с целью установления или предотвращения негативных явлений или тенденций, то в Японии государство и частный бизнес - партнеры, постоянно идущие в одной связке и постоянно выполняющие закрепленные за ними в этом партнерстве функции. Причем это партнерство остается стабильным, а не ослабевает или усиливается в зависимости от условия и результатов развития экономики. Центральная задача политики Японии является неизменной: частный бизнес и государство совместно работают над повышением международной конкурентоспособности Японии. В стремлении эффективно решать эту задачу заключается и условие того, почему партнерство "государство - частный бизнес" не ослабевает, несмотря на успехи японской экономики в создании и развитии высокоэффективной и мощной индустрии.
Роль государства в развитии экономики Японии столь велика, что на Западе вошло в широкое употребление понятие "Japan Incorporated", которое отражает взгляд на японскую экономику как на единую производственную корпорацию, возглавляемую государством. Если посмотреть на японскую экономику изнутри, то такая оценка Запада кажется более чем странной, ибо внутри Японии - жесткая конкурентная борьба не только между отдельными компаниями или группами фирм, но даже и между производственными направлениями и, соответственно, подразделениями одной и той же компании. Однако, если посмотреть на японскую экономику в целом, то имеется более чем достаточно оснований говорить о справедливости термина "Japan Incorporated".
Какие же наиболее характерные черты государственного воздействия на экономику в Японии обеспечивают его эффективность с позиции развития страны?
Из этих черт нужно выделить две самые важные:
- стратегическая направленность воздействия;
- механизм осуществления этого воздействия.
Стратегическая направленность государственного воздействия на экономику означает, что и задачи, решаемые государственным воздействием на экономику, и основные направления этого воздействия по преимуществу ориентированы на создание таких условий функционирования экономического механизма, при которых обеспечиваются, насколько это объективно возможно, благоприятные условия развития экономики Японии.
Другими словами, ведущим критерием, задающим целевую направленность как функционирования, так и развития экономики, является не текущая выгода, а возможность выживания и развития на длительную перспективу. В этих условиях фирма развивает свои возможности и решает текущие задачи, как бы зная при этом, что государственное воздействие держит ее на стратегически верном пути.
Поэтому при анализе деятельности японских фирм складывается логическое впечатление, что принятие стратегических решений в них - это в значительной степени поток оперативных решений. Действительно, японская фирма постоянно меняет свои действия и их направления, подстраиваясь под меняющиеся условия, и одновременно воздействует на них, пытаясь использовать неожиданно открывающиеся возможности. Подобное, с первого взгляда, иррациональное поведение возможно и целесообразно потому, что все эти изменения укладываются в стратегически верный курс, определить и удерживать который частным фирмам позволяет государственное регулирование. Именно государство является тем регулятором, который удерживает экономику Японии в целом на наиболее стратегической траектории.
Государственное воздействие на экономику осуществляется в Японии по нескольким направлениям.
Первое - это выработка ведущего профиля развития и ориентации экономики в выработанном и определенном направлении. Так, после второй мировой войны в качестве ведущих отраслей промышленности были выделены сталелитейная и угольная. В 50-е годы ориентир был взят на развитие машиностроения, в 60-е годы - на развитие судостроения, автомобилестроения, электронного оборудования, бытовой электротехники и т. п.
В настоящее время в качестве стратегического ориентира выступает развитие электронно-вычислительной техники, роботов, биотехнологий и создание новых материалов (композитов).
Такая логика экономического развития Японии в послевоенный период, реализованная, в первую очередь, благодаря государственному стратегическому регулированию, позволяла Японии каждый раз переходить к производству новых изделий и продуктов на собственной промышленной базе: имея развитую черную металлургию, производящую широкий набор необходимых качественных марок сталей, перешли к производству автомобилей, судов, электротехнического и электронного оборудования, развив собственную электронную базу, перешли к производству ЭВМ и информационно-обрабатывающих устройств широкого профиля; имея в большом количестве высококачественные ЭВМ и их сети, переходят к прорыву в области биотехнологий, генной инженерии, композитов, создание которых требует быстрой обработки больших объемов информации.
Второе - создание благоприятных условий для развития национальной экономики. Оно включает в себя и развитие инфраструктуры экономики за счет бюджетных средств, и оказание помощи отдельным отраслям экономики, а также отдельным производственным единицам, оказывающимся в затруднительных экономических условиях, но дальнейшее функционирование которых необходимо с точки зрения всей экономики страны в целом. Здесь же можно отметить и направленную политику внутрирегионального развития, и политику внешних экономических связей.
Третье - развитие и поддержание организационных форм и отношений (как внутри производственных единиц, так и между ними), способствующих повышению производства, росту конкурентоспособности товаров.
Внешний механизм государственного воздействия на экономику Японии по ряду элементов совпадает с аналогичными механизмами в других развитых капиталистических странах. Однако как по внутреннему содержанию этих элементов, так и по их сочетанию и взаимодействию он имеет во многом уникальный характер.
К основным особенностям механизма государственного воздействия на экономику в Японии можно отнести следующие:
Первая - относительно низкая по сравнению с большинством развитых капиталистических стран доля государственного сектора в экономике страны. После проведенной денационализации железных дорог государственный сектор практически перестал играть сколько-нибудь заметную роль. Это полностью отражает принцип японского управления, с которым государство должно быть направляющей и ориентирующей силой в определении основных направлений, развития экономики и стимулирования этого развития, но никак не руководящей или движущей силой ее функционирования.
Вторая - чрезвычайная развитость государственного программирования, выявляющего разработку долгосрочных прогнозов, среднесрочных планов социально-экономического развития страны, годовых планов использования госбюджета, которые применительно к Японии можно с определенными допущениями рассматривать как годовые планы экономики страны. При этом планы в полной мере отражают особенности японского управления: план является не набором предписывающих указаний, а обозначением наиболее предпочтительного и наиболее стратегически оправданного направления развития экономики.
Третья - наличие разнообразных рычагов финансового и административного воздействия. Из них наиболее значительными являются введение индивидуального налогообложения для перспективных направлений и производств и финансовая поддержка мелкого и среднего бизнеса, который играет большую роль в экономике, но не обладает необходимым потенциалом для выживания в жесткой конкурентной борьбе.
Четвертая - наличие "полуправительственных" организаций, оказывающих существенное влияние на экономику Японии по очень обширному спектру экономических и социальных вопросов, а также наличие при правительственных органах множества комитетов, которые состоят в основном из представителей бизнеса и научной общественности и призваны выражать собой непосредственное слияние государственного аппарата, нации и крупного бизнеса.
В качестве наглядного примера, иллюстрирующего почти полностью наличие всех перечисленных особенностей государственного воздействия на экономику Японии, можно привести осуществляемую в настоящее время правительством Японии кампанию по созданию "технополисов".
Разработка и производство эффективных технологий и товаров на базе электронно-вычислительной техники и средств обработки и передачи информации нового поколения выдвинуты в настоящий момент правительством Японии в качестве одного из генеральных направлений развития.
Одной из форм его реализации должны стать "технополисы" - научно-производственные территориальные центры. Запланировано создание 19 "технополисов", достаточно равномерно распределенных по территории Японии. И хотя создание "технополисов" в настоящее время преследует цель внутринационального развития Японии, подтягивания отстающих регионов до уровня наиболее развитых, их стратегическая роль состоит в том, что они окажутся тем заранее подготовленным интеллектуальным и научно-производственным потенциалом, который позволит Японии более подготовленно встретить XXI век.
Основой стратегического развития экономики Японии на протяжении всего послевоенного периода была ориентация на наукоемкость производства. Наукоемкое производство, требующее сложной технологии и высокого уровня профессионализма, широкого кругозора работников всех рангов, оставалось неизменной стратегической целью. Движение к этой цели обеспечивалось развитием структуры соответствующих отраслей экономики и ее инфраструктуры, причем это развитие не обязательно должно было давать немедленные и конкретные результаты. Но каждый раз, когда намечался и осуществлялся очередной кардинальный сдвиг в мировой экономике, в числе стран - лидеров и инициаторов этих сдвигов в большинстве случаев оказывалась Япония, так как благодаря такой политике дальновидности и заблаговременное™ она имела гораздо более развитый потенциал, чем большинство других развитых капиталистических стран в аналогичных условиях. Именно такая политика позволила японской экономике не только поспевать за все более ускоряющимся прогрессом науки и техники, но и все более формировать этот прогресс на целом ряде его важнейших направлений.
Именно с таких позиций следует оценивать программу создания "технополисов". В настоящее время они пока что особо себя не проявляют и оцениваются на Западе довольно скептически. Действительно, если смотреть на них с позиций и задач функционирования экономики сегодняшнего дня, то такие оценки имеют под собой достаточно здравого смысла и прагматизма. Однако, если смотреть на них с позиции эффективности подготовки к будущему, то выводы могут оказаться совершенно иными.
Оценивая взаимодействие государства и частного бизнеса в Японии, необходимо отметить, что одним из важных компонентов, обеспечивающих достаточно эффективные результаты этого взаимодействия и развития японской экономики, являются развитые системы внутрифирменного управления.
Hosted by uCoz