Глава 1
Как я начал заниматься управлением качеством
Комплексное управление качеством в Японии связано с перестройкой сознания руководителей фирм и предприятий. В рамках фирмы оно способствует ее процветанию и надежной репутации. По мере развития промышленности управление качеством приобретает все большее значение.
Я считаю, что японская экономика может упрочить свои позиции путем комплексного управления качеством и расширения на этой основе экспорта высококачественной и дешевой продукции в другие страны мира. Это создаст надежную базу для дальнейшего развития японской экономики. Промышленная технология обретет прочную основу, и Япония сможет осуществлять постоянный экспорт своей технологии.
Начальный этап моего участия в деятельности по управлению качеством
Может быть, несколько нескромно с самого начала писать о себе, но для того чтобы стала ясной цель этой книги, уместно рассказать, как я начал заниматься управлением качеством.
После окончания факультета прикладной химии Токийского университета в марте 1939 г. я поступил на работу в компанию, которая занималась сжижением угля, что являлось одной из первоочередных задач национального масштаба в те дни, и стал опытным специалистом в области проектирования, конструирования, технологии и научных исследований. С мая 1939 по май 1941 г. я был офицером технической службы ВМС и занимался порохом. Военный флот был прекрасной школой для молодого офицера. Из двадцати четырех месяцев службы десять были посвящены обучению и подготовке. После окончания службы мне выделили 600 рабочих и поручили строительство завода на участке площадью 245 акров. Это произошло всего лишь через два года после окончания университета. Восемь лет, проведенные мною в промышленности и во флоте, оказали мне в дальнейшем, когда я занялся управлением качеством, неоценимую помощь.
В 1947 г. я вернулся в Токийский университет. Проводя опыты в своей лаборатории, я столкнулся с проблемой значительного разброса данных, что не позволяло делать правильные выводы. Поэтому в 1948 г. я начал изучать статистические методы.
В 1949 г. я узнал о том, что в Японском союзе ученых и инженеров (ЯСУИ) имеются материалы по статистическим методам и попросил разрешения ознакомиться с ними. Главный директор-распорядитель ЯСУИ Кенити Коянаги разрешил мне использовать эти материалы при условии, что я вступлю в исследовательскую группу по управлению качеством и стану одним из преподавателей. Моя реакция была вполне естественной: "Как же новичок может стать преподавателем?" Но Коянаги продолжал настаивать: "Мы только начинаем это дело, так что не волнуйтесь". Таким образом меня заставили заняться управлением качеством. Однако я увлекся статистическими методами и методами управления качеством. Они, несомненно, могли способствовать экономическому восстановлению Японии. С такими мыслями я стал серьезно изучать методы управления качеством.
Шаги, которые я предпринял, и представления, которыми я руководствовался, были следующими.
1. Инженеры, которые дают оценку на основе экспериментальных данных, должны знать статистические методы наизусть. По моей инициативе был введен обязательный курс лекций на тему "Как пользоваться экспериментальными данными" для студентов последнего курса факультета промышленного проектирования Токийского университета.
2. Природные ресурсы Японии ограничены, и она должна импортировать сырье и пищевые продукты из-за границы. Это означает, что необходимо расширять экспортные поставки. Прошли времена выпуска товаров, предназначенных на экспорт с низкой себестоимостью и низким качеством. Япония должна приложить максимум усилий для выпуска высококачественной продукции ценой минимальных затрат. В связи с этим особое внимание следует уделять управлению качеством и статистическому контролю качества.
3. За восемь лет практической деятельности после окончания университета я убедился в наличии значительных диспропорций в японской промышленности и японском обществе, которые, как мне представлялось, могли быть устранены путем изучения методов управления качеством и их правильного применения. Иначе говоря, я считал, что управление качеством позволит оживить экономику и осуществить перестройку сознания руководителей фирм и предприятий.
Так началась моя деятельность в области управления качеством. Я занимаюсь этим уже более тридцати лет, и полученные мною результаты более чем удовлетворительны.
Ежегодные конференции по управлению качеством
Впервые премия У. Э. Деминга была присуждена в Осаке в сентябре 1951 г. По этому поводу была проведена конференция по управлению качеством, и этот форум стал первой официальной ежегодной конференцией по управлению качеством в Японии.
В 1952 г. я стал директором японского химического общества. Поскольку деятельность по управлению качеством оказывала определенное влияние на деятельность различных академических институтов, я обратился к ним с предложением создать исполнительный комитет для проведения конференций по управлению качеством и совместного финансирования ежегодных конференций. Японскому союзу ученых и инженеров было поручено решать организационно-технические вопросы. Каждый год, в ноябре, в связи с присуждением премий Деминга проводилась конференция, на которой заслушивались отчеты представителей промышленности. Это со временем вылилось в ежегодные конференции по управлению качеством для директоров и руководящего персонала.
Начиная с 1962 г. стали проводиться ежегодные конференции по управлению качеством для мастеров и ежегодные конференции по управлению качеством для потребителей, а с 1963 г.- ежегодные конференции по управлению качеством для руководителей высшего звена. Ни в одной стране мира не проводится столько различных конференций по управлению качеством, как в Японии. Япония также публикует самое большое количество отчетов, содержащих примеры применения систем управления качеством. Я считаю, что обсуждения и взаимное развитие, являющееся результатом этих конференций, явились основными факторами, которые способствовали прогрессу в области управления качеством в Японии.
Месяц качества и знак качества
В ознаменование десятой годовщины издания журнала "Статистический контроль качества" началось движение, получившее название "месяц качества". Вначале были разговоры о том, чтобы назвать его "месяц управления качеством", но затем слово "управление" решили опустить. Чтобы быть успешным, это движение должно было охватить потребителей, и считалось, что чем меньше будет сказано об управлении, тем больше шансов, что в этом движении примут участие потребители.
В то же время было решено создать эмблему и знак качества. Эта работа была поручена Харуко Мицуаки (в настоящее время директор-распорядитель издательской фирмы "Никка гикен"). Профессор Юджи Ямаваки из Токийского государственного университета изящных искусств и музыки провел конкурс среди студентов и отобрал несколько эскизов. Наконец, был одобрен один эскиз, который в настоящее время и стал знаком качества, за исключением цвета, который в первоначальном варианте был голубым, как флаг ООН. Мы столкнулись с единственной трудностью: голубой краситель не был стойким. А разве можно допустить, чтобы флаг, символизирующий качество, начал выцветать? И мы решили использовать красный цвет - такой же, как на национальном флаге Японии. Лакокрасочная промышленность гарантировала стойкость краски на национальном флаге; тем самым можно было гарантировать качество флага качества.
В течение месяца качества проводятся различные мероприятия, которые предлагаются комитетом по проведению месяца качества. Комитет отвечает за выбор тематики и девиза месяца качества, издание брошюр и организацию лекций. Организационно-технические обязанности умело выполняются Японским союзом ученых и инженеров и Японской организацией по стандартизации. В этом движении участвует большое количество фирм. В ноябре они поднимают флаг качества и проводят ряд крупных мероприятий.
Идея проведения месяца качества обязана своим возникновением неделям безопасности, которые уже давно проводятся в Японии. Месяц качества проводится за счет частной инициативы, и Япония, по-видимому, единственная страна, где это движение организовано на постоянной основе - в ноябре каждого года. В 1978 г. КНР выбрала сентябрь своим месяцем качества. Насколько мне известно, это единственная страна, которая переняла это начинание.
Два журнала - "Статистический контроль качества" и "Управление качеством для мастеров"
Наша группа начала заниматься проблемами управления качеством в 1949 г. На следующий год Японским союзом ученых и инженеров был издан журнал "Статистический контроль качества" ("Хинсицу Канри") (01). Этот журнал способствовал распространению знаний об управлении качеством и комплексном управлении качеством и пропагандировал идею взаимопомощи между руководителями фирм и рабочими и их трудового сотрудничества. Начиная с апреля 1962 г. тот же Японский союз ученых и инженеров стал выпускать новый журнал под названием "Управление качеством для мастеров" ("Гемба-ту-QC") (02) , предназначенный в основном для цеховых рабочих и мастеров. Сотрудничая в этих журналах в течение длительного времени, я могу с удовлетворением отметить, что без них Япония не смогла бы добиться успешного решения проблем комплексного управления качеством.
Деятельность кружков качества
В начале 50-х годов наши программы подготовки для начальников цехов получили название "цеховые группы по изучению методов управления качеством". Редакционный совет журнала "Управление качеством для мастеров" переименовал их в кружки качества. Это было в апреле 1962 г. С того времени деятельность кружков качества очень быстро распространилась не только на обрабатывающую промышленность, но и на сферу услуг.
Иностранцы ошибочно считают деятельность по управлению качеством в Японии главной причиной больших успехов, достигнутых японской промышленностью. Это не главная причина," а одна из важных причин этих успехов. Как бы то ни было, из-за рубежа приезжают группы управляющих, ученых, профсоюзных лидеров и правительственных чиновников для изучения японских методов управления качеством. В настоящее время почти в пятидесяти странах организована работа по типу кружков качества. Мы не считали это возможным. Идея развития управления качеством обязана многим людям, включая редакторов обоих журналов, региональных президентов кружков качества, исполнительных секретарей и региональных секретарей, которых сейчас насчитывается более 1000, и тех, кто занимается управлением качества в Японском союзе ученых и инженеров.
Было время, когда я считал, что кружки качества возможны только в тех странах, которые пользуются иероглифическим письмом и на которые к тому же оказали влияние буддизм и конфуцианство. Но сегодня уже есть данные об успехах в различных странах, поэтому я пересмотрел свои взгляды. Теперь я думаю так: "Деятельность кружков качества, если она не противоречит самой природе человека, применима к любой стране мира, потому что люди - везде люди и всех их связывают общечеловеческие интересы".
Я надеюсь, что эта форма деятельности будет способствовать миру и процветанию на долгие годы.
Премии Деминга
В 1950 г. доктор У. Э. Деминг приехал из США и прочел ряд блестящих лекций по управлению качеством. Авторский гонорар от книги, построенной на этих лекциях, был предоставлен Японскому союзу ученых и инженеров, который использовал его для учреждения премий Деминга. Этих премий две - премия Деминга для отдельного лица и премия Деминга предприятию. Премия Деминга для отдельного лица в принципе присуждается одному или нескольким лицам, которые способствовали распространению и развитию теоретических принципов статистических методов контроля качества. Существует несколько различных категорий премии предприятию, но в первую очередь это премия, присуждаемая фирме; которая в данном финансовом году добилась исключительно больших успехов в области применения статистических методов контроля качества. С каждым годом по мере повышения уровня статистического контроля качества и комплексного управления качеством в Японии претенденты должны удовлетворять все более высоким требованиям.
Эти премии являются высочайшими наградами в Японии, относящимися к статистическому контролю качества и комплексному управлению качеством. Премии предприятиям, стимулирующие высокие экономические показатели, привели к организационной перестройке в отраслях промышленности, где применяются методы статистического контроля качества и комплексного управления качеством. Я настоятельно советую фирмам, которые применяют методы статистического контроля качества и комплексного управления качеством, подавать заявки в комитет по присуждению премий через четыре-пять лет после начала деятельности. Это будет способствовать дальнейшему прогрессу в применении этих методов на фирмах. Конечно же, не каждая фирма-претендент получает премию, однако инспектирование системы управления качеством уже само по себе является значительной вехой и ведет к совершенствованию организационной структуры фирмы.
Управление качеством в различных отраслях промышленности
Я занимался методами управления качеством в различных отраслях промышленности. В университете я изучал прикладную химию, позднее был преподавателем смежных с химией дисциплин. Но мое участие в управлении качеством было намного более разносторонним и охватывало такие отрасли промышленности, как химическая, горно-добывающая, металлургическая, машиностроительная, электротехническая и электронная, текстильная, судостроительная, пищевая и строительная. Некоторые из этих отраслей организуют массовое производство небольшого ассортимента продукции, тогда как другие выпускают в ограниченном объеме различные изделия. В недавнем прошлом я принимал участие в работах по управлению качеством в банковском деле, в торговле, на транспорте и в сфере услуг. Для меня очевидно, что методы управления качеством в основе своей везде одинаковы и что одни и те же принципы применимы к разным отраслям промышленности.
Я часто слышу следующее высказывание: "Деятельность нашей фирмы имеет иную направленность, поэтому мы не можем организовать у себя комплексную систему управления качеством". Мой ответ был и остается следующим: "Вместо того, чтобы выдумывать причины и говорить о невозможности каких-либо действий, почему бы не попытаться выяснить, что вы можете сделать? Комплексное управление качеством означает делать то, что мы должны делать".
Исследовательские группы по выборочному контролю
Основой управления качеством являются информационные данные. Но как только я начал заниматься управлением качеством, я обнаружил, что во многих случаях данные были недостоверными. Это, в частности, относилось к металлургической и химической промышленности, где методы выборочного контроля, классификационный метод и метод анализа и измерений не отвечали установленным требованиям. Посчитав, что написать книгу о статистически обоснованном выборочном контроле недостаточно, в 1952 году с помощью ЯСУИ я создал исследовательскую группу по выборочному контролю в горно-добывающей промышленности. Группа подразделялась на подгруппы согласно следующей классификации: железная руда, цветные металлы, уголь, кокс, сернистая руда, промышленная соль и средства выборочного контроля. Данные, полученные в подгруппах, указали путь к совершенствованию метода выборочного контроля, классификационного метода и метода анализа и измерений. На основе этих данных мы разработали ряд японских промышленных стандартов (JIS) для многих отраслей промышленности. Эти стандарты стали основой стандартов, разработанных в рамках Международной организации по стандартизации (ИСО), и тем самым способствовали развитию международной торговли.
Когда остро встала проблема промышленных загрязнений, в 1971 г. в рамках ЯСУИ была создана исследовательская группа по выборочному контролю для защиты окружающей среды. Она использовала опыт, накопленный другими исследовательскими группами по выборочному контролю. В настоящее время в ней имеются подгруппы по воздуху, воде и почве и она продолжает изучать эти области с целью создания рациональных и научных методов выборочного контроля, анализа и измерений.
Управление качеством часто называют управлением с помощью фактов и данных. Мы должны подходить к этой проблеме с научной точки зрения, знать величину неизбежных ошибок и правильно использовать полученные знания. На основе опыта, полученного мною от участия в деятельности этих исследовательских групп, я хочу предложить еще один принцип: "Если вас знакомят с данными, полученными на основе химического анализа и с помощью измерительных приборов, не считайте их полностью достоверными".
Мое участие в разработке JIS и в деятельности ИСО
Мое участие в разработке японских промышленных стандартов состояло в том, что я постоянно включал данные, полученные исследовательской группой по выборочному контролю для горно-добывающей промышленности, в японские промышленные стандарты по мере их получения с целью совершенствования метода выборочного контроля, классификационного метода и метода анализа. Я также сотрудничал с различными комитетами, разрабатывавшими японские промышленные стандарты и вопросы управления качеством.
Опыт внедрения систем управления качеством в различных отраслях промышленности ясно показал, что действующие японские промышленные стандарты были неточны и не отвечали требованиям времени. В 1956 г. был создан Комитет по повышению технического уровня стандартов. Он изучил японские промышленные стандарты на каждый вид продукции и включил исследовательские данные в рекомендацию под названием "О японских промышленных стандартах", которая в 1961 г. была представлена Итиро Исикаве, в то время председателю Комитета по японским промышленным стандартам. Один из выводов, сделанных на тот период, сводился к тому, что ни один из японских промышленных стандартов не отвечал требованиям времени. Из-за отсутствия анализа качества в этих стандартах не устанавливались показатели качества или не рассматривались должным образом заменяющие их показатели. В них фиксировались уровни качества, как правило, слишком низкие для того, чтобы удовлетворить требования потребителей. С того времени я пропагандирую следующий исходный принцип: управление качеством нельзя внедрить, слепо следуя национальным или международным стандартам. Эти стандарты можно принимать во внимание, но система управления качеством должна выходить за рамки этих стандартов и ставить перед собой более важные задачи, связанные с удовлетворением требований потребителей и достижением такого уровня качества, который отвечал бы их запросам.
Япония является членом ИСО с 1952 г., но я стал принимать участие в деятельности этой организации только с 1960 г. До этого периода Япония не вносила существенного вклада в работу технических комитетов ИСО, за что не раз подвергалась критике. Мы понимали, что от нас требуются конкретные действия, и работа, проделанная нами в исследовательской группе по выборочному контролю, была выбрана в качестве одного из этапов коллективной деятельности Японии в ИСО. Технический комитет № 102 ИСО, созданный в 1961 г., занимался проблемами, связанными с железной рудой. Подкомитет этого технического комитета занимался разработкой методов выборочного контроля.
В 1969 г. я стал членом Японского национального комитета по участию в ИСО, а с 1977 г. являюсь его председателем. Начиная с 1976 г. я постоянно участвую в работе Генеральной ассамблеи и в заседаниях Совета ИСО. В 1981 г. я стал членом исполкома ИСО.
Я также принимал участие в Конгрессе стран тихоокеанского бассейна по стандартизации (ПАСК). Таким образом, в настоящее время у меня имеется большой опыт участия в работах по международной промышленной стандартизации.
(01) Statistical Quality Control, SQC (Hinshitsu Kanri).
(02) Quality Control for the Foreman, FQC (Gemba-to-QC).