Глава 4.
Обеспечение качества
Качество должно быть заложено в каждый проект и в каждый процесс. Его нельзя получить путем контроля.
Управление качеством, которое уделяет основное внимание проведению контроля,- это управление качеством старого стиля.
В основе управления лежит предотвращение повторения ошибок.
Суть комплексного управления качеством состоит в управлении качеством и в обеспечении качества при разработке новых видов продукции.
Необходимо устранить причину, первопричину, а не симптом.
Когда вся новая продукция фирмы пользуется спросом и потребители говорят: "Мы испытываем доверие к этой фирме и с удовольствием покупаем ее новую продукцию", это означает, что система управления качеством на этой фирме полностью сформировалась.
Управление качеством и обеспечение качества
Обеспечение качества - это основа основ управления качеством. При внедрении и осуществлении комплексного управления качеством японские фирмы руководствуются принципом "качество - прежде всего". Этот принцип позволил японским промышленным предприятиям выпускать высококачественную продукцию при низких затратах и высокой производительности труда, тем самым обеспечив им преимущество в борьбе за рынки сбыта. Японские товары с исключительно высоким уровнем надежности - автомобили, фотоаппараты и кинокамеры, цветные телевизоры, видеомагнитофоны, металлопродукты - пользуются широким спросом во всем мире. Фирмы, которые руководствуются принципом "качество - прежде всего", смогли значительно повысить уровень качества своей продукции. Это дало также значительный рост производительности труда, что в свою очередь способствовало снижению затрат, а затем привело к увеличению объема реализации продукции и росту доходов.
В противоположность такому подходу руководители фирм и предприятий в США вступили на путь решения краткосрочных задач. Они следовали принципу "прибыль - прежде всего" и в результате проиграли Японии в конкурентной борьбе. В последние годы в западных странах начали это понимать, и в настоящее время в печати и в академических кругах все чаще говорят о том, что "Запад должен учиться у Японии". Рассмотрим вопросы хозяйствования, основанные на принципе "качество - прежде всего", или обеспечения качества, которое является основой основ комплексного управления качеством.
При рассмотрении вопросов обеспечения качества необходимо принять во внимание три важных обстоятельства.
1. Фирма должна обеспечивать уровень качества продукции, который отвечает требованиям потребителей. Речь идет не об удовлетворении требований национальных стандартов. Несомненно, фирма не в праве решать вопросы обеспечения качества, если ее продукция даже не соответствует национальным стандартам.
2. То же относится и к вывозу товаров за границу. Вся продукция, экспортируемая в другие страны, должна отвечать требованиям зарубежных заказчиков. Япония поставляет большое количество автомобилей в США, что создает дисбаланс в торговле между двумя странами и торговые трения.
Почему японские автомобили пользуются спросом в США? Ответ очень простой. Японские изготовители научились выпускать автомобили, которые отвечают требованиям американских потребителей, и обеспечивать должное качество этих автомобилей. Они выпускают автомобили с расположением руля с левой стороны для экспорта в США (в Японии левостороннее движение и руль расположен с правой стороны). Все эти машины экономичны, лишены дефектов и имеют чрезвычайно низкий расход горючего. Американские изготовители, напротив, не выпускают автомобили, которые бы отвечали требованиям японских потребителей. У них высокий расход горючего, и они часто ломаются. Высока также стоимость их технического обслуживания. Американские фирмы игнорируют специфику дорожного движения в Японии и устанавливают руль с левой стороны. Некоторые все же ставят руль справа, но не обеспечивают его должного функционирования в этом положении. Неудивительно, что за исключением тех немногих, кто имеет пристрастие к иностранным машинам, ни у кого в Японии нет желания покупать американские автомобили.
3. Руководители высшего звена фирмы должны проникнуться сознанием важности обеспечения качества и обеспечить активное участие всех работников фирмы в этой деятельности. Осуществляя эффективные меры по обеспечению качества, фирма может: (1) способствовать удовлетворению нужд и интересов потребителей во всем мире, что в свою очередь увеличит объем реализации ее продукции; (2) получить в конечном итоге высокую прибыль.
Что такое обеспечение качества?
Обеспечение качества означает гарантирование такого уровня качества продукции, который позволяет потребителю с уверенностью покупать и использовать ее в течение длительного времени, причем эта продукция должна полностью удовлетворять требованиям потребителя.
Чтобы быть уверенным в правильности своего выбора, потребитель должен питать доверие к конкретной продукции конкретной фирмы, которая давно зарекомендовала себя поставщиком надежной продукции. Тaкого рода доверие сразу не возникает; фирма может добиться его только путем длительной деятельности по обеспечению качества. На создание доверия к продукции фирмы уходит добрый десяток лет, а потерять его можно за один день. Об этом должны постоянно помнить все, кто связан с выпуском продукции.
Второе звено в этой цепи - удовлетворение запросов потребителей. Разумеется, продукция не должна иметь дефектов или изъянов, но одного этого недостаточно. Необходимо обеспечить качество проекта, приняв все меры к тому, чтобы продукция полностью отвечала своему функциональному назначению, чего и ждет от нее потребитель. Иными словами, продукция должна обладать фактическими показателями качества.
Обеспечение качества чем-то напоминает контракт, заключенный между изготовителем и заказчиком. В таком контракте между изготовителем и заказчиком следует учитывать и рекламу, которая создана товару. Ни к чему преувеличивать достоинства своей продукции. Каталоговые данные, содержание рекламной брошюры, то, как работники коммерческого отдела предлагают товар и дают по нему разъяснения заказчикам, а также слова, которые они для этого подбирают,- все это влияет на отношение заказчиков.
Когда заказчик рассчитывает использовать изделие в течение длительного времени, исходным условием для реализации такого изделия должна служить необходимая долговечность. Однако на случай неожиданного выхода товара из строя должно быть организовано оперативное снабжение запасными частями в любом конце света.
Непременным требованием является эффективное и квалифицированное дообслуживание. Я надеюсь, что фирмы будут придерживаться следующего принципа: "Мы будем осуществлять снабжение запасными частями до тех пор, пока наша продукция используется". Неверно прекращать снабжение запчастями через пять - десять лет после прекращения выпуска продукции.
Для эффективного обеспечения качества высшее руководство фирмы должно определить твердую политику, которая бы охватывала следующие подразделения: научно-исследовательское, плановое, конструкторское, производственное, сбыта и обслуживания. Такая политика должна также распространяться на субподрядчиков, которые снабжают фирму комплектующими изделиями, и на сбытовые организации фирмы. Полное обеспечение качества невозможно без участия в этом процессе каждого, включая всех работников фирмы, субподрядчиков и оптовых торговцев. Хорошо организовано обеспечение качества, например, на автомобильной фирме "Тоёта", где следуют лозунгу: "Обеспечение качества - наше общее дело".
Принципы обеспечения качества
Ответственность за обеспечение качества несет изготовитель. Качество его изделий должно удовлетворять требованиям заказчиков. Если продукция является результатом совместной деятельности, ответственность за обеспечение качества ложится на поставщика. В рамках фирмы ответственность за обеспечение качества лежит на конструкторском отделе и производственном отделении, а не на отделе технического контроля. Последний просто проверяет продукцию с позиций потребителей и не несет ответственности за обеспечение качества.
Исторически обеспечение качества в Японии развивалось в следующих направлениях:
1. Обеспечение качества, основанное на контроле.
2. Обеспечение качества, основанное на управлении производственным процессом.
3. Обеспечение качества, уделяющее основное внимание разработке новых видов продукции.
Обеспечение качества, основанное на контроле.
Исторически обеспечение качества началось с проведения эффективного контроля. В Японии от этого подхода отказались довольно скоро, однако на Западе многие все еще считают, что технический контроль равнозначен обеспечению качества. Никто не знает, чего можно ожидать от производственного отделения, поэтому его необходимо очень строго контролировать. Для этого отдел технического контроля выделен в самостоятельную единицу с широкими полномочиями. Короче говоря, чтобы способствовать обеспечению качества, основной упор сделан на усиление контроля. Поэтому на Западе очень высока доля контролеров в общем количестве производственного персонала. В Японии доля контролеров, как правило, составляет около пяти процентов, а на некоторых фирмах - всего лишь один, тогда как на Западе эта доля нередко составляет пятнадцать процентов.
В тот период, когда главное внимание уделялось контролю, управлением качеством занимался отдел контроля качества или отдел технического контроля. Такой подход вызвал ряд проблем, характеризующихся некоторыми важными моментами.
Первый заключается в том, что контролеры - это избыточный персонал, который снижает общую производительность труда на фирме. Они ничего не производят. Контроль необходим, коль скоро существуют дефекты и дефектные изделия. Если исчезнут дефекты и дефектные изделия, отпадет необходимость в контролерах.
Второй момент заключается в том, что в послевоенной Японии управление качеством развивалось исходя из предпосылки, что ответственность за обеспечение качества лежит на изготовителях. Излишне говорить, что такая концепция служит интересам потребителей, но она была в дальнейшем распространена на субподрядчиков и предприятия-смежники. Обеспечением качества комплектующих изделий и материалов, поставляемых по подрядному договору, должны заниматься поставщики (в данном случае изготовители). Покупатели (например, сборочные предприятия и промышленные потребители) прибегают к контролю при закупке только в том случае, если надежность поставщиков вызывает сомнение. Если поставщики имеют эффективную систему обеспечения качества, закупка может осуществляться без контроля. Это так называемая гарантированная закупочная система.
Теперь рассмотрим эту концепцию в рамках фирмы. Изготовитель, т. е. производственное отделение фирмы (а не отдел технического контроля), берет на себя ответственность за обеспечение качества. Обязанность отдела технического контроля заключается в проверке продукции с позиций потребителей или руководства фирмы. Имея необходимую подготовку, производственный персонал сам будет управлять технологическим процессом и самостоятельно контролировать выпускаемую продукцию до передачи ее на следующий этап производственного цикла. Это способствует обеспечению качества. На этом основан наш подход к управлению качеством после окончания второй мировой войны.
Третий момент касается обратного потока информации - от отдела технического контроля к производственному отделению фирмы. На это уходит слишком много времени, и получаемые данные классифицируются по партиям изделий. Не всегда легко использовать эти данные в производстве при принятии временных мер или при предотвращении повторения дефектов. Зачастую эти данные попросту бесполезны. В противоположность этому, если производственный рабочий, отвечающий за конкретное изделие, осуществляет самоконтроль, обеспечиваются мгновенная обратная связь и оперативное проведение корректирующего воздействия. Такой подход позволяет резко сократить количество дефектных изделий.
Четвертый момент касается темпов производства. При высоких темпах производства рабочие не могут осуществлять контроль. Поэтому необходимо рассмотреть вопрос о внедрении автоматических методов контроля.
Пятый момент связан с применением статистического приемочного контроля. При этом может быть установлен приемочный уровень дефектности (AQL) (01), равный 1 или 0,5 %. Такой уровень неудовлетворителен для фирм, которые стремятся к высокому качеству своей продукции, например для тех, которые стараются снизить уровень дефектности до 0,1 % или внедрить контроль из расчета частей на миллион (при уровне дефектности в одну миллионную часть).
Шестой момент касается тех многочисленных изделий, качество которых невозможно обеспечить только с помощью контроля. О качестве многих сложных товаров и материалов, состоящих из различных составляющих, можно узнать только в процессе эксплуатации. Когда фирма стремится к управлению качеством из расчета частей на миллион, основанном на проведении разрушающих испытаний, эксплуатационных/испытаний в тяжелых условиях или испытаний на надежность, контроль часто бывает неэкономичным и не может сам по себе обеспечить требуемый уровень качества.
И наконец, следует отметить, что выявление дефектов, с помощью контроля по существу не способствует реальному обеспечению качества. При обнаружении дефектов изготовитель может только внести коррективы, переделать изделие или превратить его в лом. В любом случае страдает производительность труда и возрастают издержки производства. Кроме того, исправленные или переделанные изделия имеют большую вероятность выхода из строя, что является полной противоположностью обеспечения качества.
Пока существует возможность возникновения дефектов, в принципе все изделия должны проверяться. Такая проверка может принимать форму контроля отгруженной продукции, прежде чем такая продукция попадет к заказчикам, или контроля партий продукции в процессе изготовления, или самоконтроля, или контроля, проводимого отделом технического контроля. Многие развивающиеся страны отгружают свою продукцию без проведения соответствующего контроля, прекрасно зная, что в отгружаемых партиях содержится много дефектных изделий. Эти страны, очевидно, находятся на стадии, предшествующей управлению качеством.
Обеспечение качества, основанное на управлении производственными процессами
Как отмечалось выше, обеспечение качества, основанное только на контроле, создает ряд проблем. Из-за этого в 1949 г. в Японии отказались от такого подхода и вскоре приступили к управлению качеством. Была внедрена система обеспечения качества, основанная на управлении производственным процессом. Мы изучили возможности технологического процесса и путем управления производственным процессом добились того, чтобы вся наша продукция и каждое изделие отвечали стандартам качества. При управлении качеством мы говорим, что качество должно быть заложено в каждый процесс.
После внедрения подхода, делающего упор на управление производственным процессом в решении задач обеспечения качества, мы уже больше не могли полагаться исключительно на отделы технического контроля и контроля качества. Здесь требовалось участие всех и каждого. Это означало, что помимо отдела технического контроля соответствующие обязанности по управлению качеством должны были выполнять отделы материально-технического снабжения и организации производства, производственное отделение фирмы, коммерческий отдел и все субподрядчики, работая в тесном контакте друг с другом. Это также означало, что в управлении качеством должны участвовать все работники фирмы, от руководителей высшего звена до производственных рабочих. Иными словами, необходимо было вовлечь в эту деятельность все подразделения и весь персонал.
Однако для нас стало очевидным, что управление производственным процессом имеет свои границы и что только с помощью управления производственным процессом нельзя обеспечить качества. Управление производственным процессом не может гарантировать работу изделий в руках потребителей при различных условиях и различных способах эксплуатации, сберечь от неправильного применения изделий потребителями; обеспечить качество в аварийной ситуации и таким образом решить все проблемы безотказности в более широком понимании. На стадии разработки или проектирования могли возникать проблемы, которые, очевидно, невозможно было решать силами производственного отделения или отдела технического контроля фирмы. И как бы энергично то или иное подразделение ни занималось управлением производственных процессов, ничего нельзя было бы добиться при неверном выборе материалов и сырья.
Поэтому, хотя управление производственным процессом остается важной задачей и должно продолжать осуществляться, совершенно необходимо начинать обеспечение качества с этапа разработки новых видов продукции.
Обеспечение качества, основанное на разработке новых видов продукции
В конце 50-х годов Япония начала проводить политику обеспечения качества, уделяющую основное внимание разработке HOBBIX ВИДОВ продукции. На каждом этапе от планирования производства новой продукции до дообслуживания - проводилась строгая оценка показателей и принимались меры по обеспечению качества продукции. К этим этапам относились планирование выпуска новой продукции, ее проектирование, изготовление опытных образцов, испытание, заключение договоров с субподрядчиками, закупочная деятельность, подготовка производства, проектирование для массового производства, изготовление опытных образцов для массового производства, производство, сбыт, дообслуживание и управление в период перехода от начального производства к нормальному производству. До наступления стадии изготовления следовало провести необходимый анализ качества, включая испытание на надежность при различных условиях. Таким образом, обеспечение качества и надежности было заложено в сам процесс разработки и подготовки производства новых видов продукции.
Отсюда и пошло выражение, что "качество должно быть заложено в каждый проект и каждый процесс".
В настоящее время многие японские изделия считаются изделиями высочайшего качества в мире. Этому способствуют эффективные программы обеспечения качества, осуществляемые на стадии разработки продукции.
1. Если обеспечение качества не будет осуществляться должным образом на этапе разработки новых видов продукции, нельзя будет добиться и реального обеспечения качества.
2. Если фирма не в состоянии разрабатывать новых видов продукции, она может оказаться на грани банкротства. Разработка новой продукции должна быть важнейшей заботой фирмы.
3. Если обеспечение качества осуществляется на этапе разработки новых видов продукции, в управлении качеством и обеспечении качества могут участвовать все подразделения фирмы. К этим подразделениям относятся исследовательский отдел, плановый отдел, конструкторское бюро, отделы опытного изготовления, материально-технического снабжения, субподрядных договоров, организации производства, производственное отделение, отделы технического контроля, сбыта и дообслуживания. Часто теоретическое изучение методов управления качеством практически бесполезно. Теория и практика должны идти рука об руку с самого начала этапа разработки новой продукции.
С учетом всего вышесказанного, когда бы меня ни просили помочь с внедрением комплексной системы управления качеством на фирме, я выбираю в качестве конкретного случая для изучения одно из направлений опытно-конструкторских работ по созданию нового изделия, где возникло много различных проблем. За последние два десятилетия такой подход оказался наиболее эффективным.
На этом уровне важное значение приобретает всеобщее участие в управлении качеством и обеспечении качества. В этой деятельности должны участвовать весь персонал и все подразделения фирмы, начиная от тех, кто занимается планированием сбыта и изучением рынка, и кончая теми работниками, которые заняты реализацией продукции и дообслуживанием.
Политика обеспечения качества, уделяющая основное внимание разработке новых видов продукции, имела успех. Она привела в конечном итоге к внедрению комплексного управления качеством, которое оказалось самым эффективным орудием в исправлении диспропорций, существовавших в японской экономике и в японском обществе в целом.
Прежде чем перейти к рассмотрению новых вопросов, хочу добавить, что в своих рассуждениях об управлении качеством я вовсе не отрицаю полностью значение контроля. Однако следует уточнить, что, как бы тщательно ни проверялась продукция фирмы, всегда существует вероятность того, что контролеры что-то могут пропустить и отгружаемые партии все же будут содержать какой-то процент дефектных изделий. Полагаться только на контроль неэкономично, необходимо перенести акцент на управление производственным процессом, хотя современный уровень производства не исключает необходимость проведения контроля. В последнее время по существу происходит переоценка значения контроля. Это непосредственно связано с проблемой ответственности за качество продукции, решение которой требует сбора данных, свидетельствующих о качестве,.
В принципе пока данный технологический процесс допускает выпуск дефектных изделий, все изделия должны проверяться до отгрузки. Несомненно, сам по себе контроль всех единиц продукции не означает обеспечения качества.
Аналогичным образом, как бы хорошо ни было организовано обеспечение качества на этапе разработки новой продукции, фирма должна осуществлять строгое управление производственным процессом.
Порядок удовлетворения претензий при поставке продукции низкого качества
Изделия низкого качества могут выпускаться или поставляться различными путями. Здесь речь пойдет о выявлении недоброкачественных изделий после того, как они попали в руки потребителей. Иными словами, какого рода меры по обеспечению качества можно принять, когда потребитель выразил недовольство или предъявил претензию?
Этому вопросу предшествует другой. Я имею в виду тот случай, когда справедливая претензия своевременно не доходит до нужного человека. Как это происходит?
Первая причина состоит в том, что, как правило, потребители не предъявляют претензий. Они могут предъявить претензию в случае обнаружения изъяна в таком дорогостоящем изделии, как автомобиль, но они не делают этого, когда речь идет об изделиях дешевых. Иными словами, их претензии остаются скрытыми и при покупке аналогичных изделий они просто переключаются на другие марки.
Мы считаем, что в случае повышения качества изделий в соответствии с рекламациями потребителей последние будут продолжать их покупать. По этой причине очень важна информация, касающаяся рекламаций. Фирмы должны призывать потребителей к открытому изъявлению своего недовольства с помощью, например, такого лозунга: "Нет ничего хорошего в том, чтобы беспрекословно мириться с недоброкачественными изделиями". Мы выдвинули этот лозунг более двадцати лет назад, и он неизменно пользовался успехом. Многие считают, что изготовители - враги потребителей. Это неверно. С тех самых пор, как мы начали внедрять управление качеством, мы придерживались мнения, что изготовители и потребители должны объединить усилия для повышения качества японской продукции. Изготовители прилагают максимум усилий для эффективной реализации мер по управлению качеством, но человеку свойственно ошибаться. Поэтому потребители должны помочь изготовителям в создании продукции более высокого качества.
Вторая причина состоит в том, что информация о претензиях, полученных от потребителей и заказчиков, не доходит до фирмы или участка, где производится конкретное изделие. Например, в головном подразделении фирмы существует коммерческий отдел. Если отдел, который получает фактические рекламации, не передает их в отдел обеспечения качества, конструкторский отдел и производственное отделение фирмы, информация от потребителей не будет доходить до цели. Фирмы должны разработать надежный способ обеспечения обратной связи в отношении рекламаций потребителей.
Некоторые работники и руководители службы сбыта старого стиля часто скрывают рекламации, пытаясь не дать им хода. В этом случае фактические претензии потребителей становятся потенциальными претензиями в рамках данной фирмы. Как правило, на фирмах, где нет эффективных программ управления качеством, потенциальных рекламаций в десять раз больше, чем фактических. Эти фактические рекламации представляют собой, видимо, лишь "верхушку айсберга".
Первым шагом на пути управления качеством является перевод потенциальных рекламаций в фактические. Необходимо активно собирать информацию, касающуюся рекламаций, и анализировать ее. Фирмы, которые раньше не занимались управлением качеством, часто неожиданно для себя сталкиваются с внезапным увеличением количества рекламаций после внедрения системы управления качеством. Это вполне естественно: предаются огласке факты, которые раньше скрывались. С началом реализации программы управления качеством неизбежно растет количество рекламаций. Такой рост служит явным признаком эффективности программы. Если это произошло на вашей фирме, следует предпринять перечисленные ниже меры. Вы вскоре убедитесь в том, что по мере повышения качества продукции будет весьма существенно сокращаться количество претензий.
Замена дефектных изделий качественными
Фирма должна приступать к решению проблем быстро и с готовностью, чтобы у потребителя исчезло чувство недовольства.
Это означает, что дефектное изделие должно быть немедленно заменено качественным. Не думайте, что к этому и сводится решение проблемы. Необходимо принять меры по предотвращению повторения данного дефекта и позаботиться о том, чтобы дефектная продукция никогда больше не попала к потребителю. По этой причине дефектное изделие должно возвращаться на фирму для изучения причин его отказа на основе данных, содержащихся в рекламации.
Кроме того, надо одновременно исследовать изделия той же номенклатуры, выпущенные на рынок, для определения того, имеют ли они те же дефекты. Если дефектные изделия, выпущенные на рынок, имеют критические дефекты, которые угрожают жизни или безопасности, все такие изделия должны быть изъяты и заменены качественными. Это - обязанность изготовителя, обеспечивающего качество своей продукции.
Установление гарантийного срока
Следует установить, в течение какого количества месяцев или часов после продажи или отгрузки данного изделия фирма будет ремонтировать его бесплатно. Это не означает, что чем больше такой период, тем лучше. Те, кто незнаком с управлением качеством, считает, что гарантийный срок, или период бесплатного обслуживания, следует увеличивать. Такое продление гарантийного срока может оказаться несправедливым в отношении потребителей. Например, большинство женщин пользуется швейными машинами всего лишь пятьдесят-шестьдесят часов из их полного срока службы. Поэтому их машины никогда не выходят из строя. Другие пользуются швейными машинами две-три тысячи часов. Естественно, их машины будут выходить из строя, а детали изнашиваться. Изготовители, как правило, обеспечивают их бесплатное техническое обслуживание и ремонт. Это означает, что стоимость ремонта уже включена в продажную цену. Это на руку тем, кто шьет и часто и много, но противоречит интересам большинства других женщин.
Я считаю, что потребители должны иметь право выбора в отношении включения или исключения стоимости ремонта из продажной цены. Например, одну и ту же швейную машину можно было бы продавать за 100 000 йен при отсутствии бесплатного дообслуживания; за 120 000 йен при трехгодичном бесплатном обслуживании и за 150 000 йен, если бесплатное обслуживание гарантируется в течение всей "жизни" изделия. До-обслуживание следует рассматривать как договор между потребителем и изготовителем. Для внесения большей ясности следует подчеркнуть, что бесплатное техническое обслуживание не распространяется на легковые автомобили и такси.
При заключении договора необходимо четко оговорить все условия, касающиеся гарантии от убытков.
Создание пунктов обслуживания и текущего ремонта
В отношении товаров длительного пользования, которые эксплуатируются в течение пяти - десяти лет, изготовитель должен брать на себя ответственность за профилактическое техническое обслуживание и снабжение запчастями во избежание снижения функциональных характеристик для обеспечения ремонта в случае отказа. Японская практика заключается в создании сети пунктов обслуживания и текущего ремонта по всему миру и в укомплектовании их квалифицированными техниками. Фирмы - изготовители автомобилей в США возлагают ответственность за обслуживание на гаражи и другие самостоятельные предприятия.
Следовательно, они не обеспечивают своих клиентов необходимым обслуживанием.
Руководства и контрольные перечни для владельцев
Неправильное применение, ненормальные условия эксплуатации или недостаточные периодические проверки могут привести к возникновению дефектов или отказу изделия. Поэтому все изделия, особенно длительного пользования, должны сопровождаться руководствами по эксплуатации и инструкциями по проведению периодических проверок. Это, несомненно, обязанность изготовителя. Эти документы должны быть написаны таким образом, чтобы понять их и воспользоваться ими мог любой человек. Выбирайте для этих целей язык, понятный для пятиклассника. Пишите просто и ясно.
Снабжение запчастями в течение длительного времени
Товары длительного пользования могут эксплуатироваться в течение пяти, десяти или даже тридцати и более лет. Пока существуют потребители, которые ими пользуются, изготовители обязаны поставлять сменные детали. Некоторые электрические приборы снабжаются сменными деталями в течение установленного периода времени. Изготовители должны поставлять запчасти в течение довольно длительного времени, чтобы завоевать доверие потребителей.
Меры по предотвращению повторения ошибок
Наиболее важным аспектом управления качеством и обеспечения качества является предотвращение повторения дефектов. Деминг говорил о цикле качества - от проектирования к производству, от производства к реализации, от реализации к изучению рынка, а от изучения рынка вновь к проектированию. Именно непрерывный процесс проектирования и обновления проектов повышает уровень качества за счет предотвращения повторения дефектов. Подчас бытует мнение о том, что предотвращение повторения ошибок возможно путем проведения работ по управлению качеством без непрерывного процесса усовершенствования. К этому следует относиться критически, поскольку в этом случае принимаются временные, а не постоянные меры.
Легко сказать - предотвратить повторение ошибок, но благие намерения должны сопровождаться тщательным анализом и последующими соответствующими воздействиями на основе такого анализа.
Меры по предотвращению повторения ошибок, как правило, можно разделить на три этапа:
устранение внешних проявлений дефекта;
устранение непосредственной причины;
устранение первопричины.
По существу только две последние меры направлены непосредственно на предотвращение повторения ошибок. Что касается первого этапа, то это всего лишь временная мера.
Проиллюстрирую вышесказанное на основе собственного опыта. Предположим, к станку четырьмя болтами был прикреплен прибор. Заказчик пожаловался на частый излом болта № 1, поэтому его заменили болтом большего диаметра. Затем сломался болт № 2. Было решено увеличить диаметр всех четырех болтов. Казалось проблема решена, но не тут-то было - раскололась пополам чугунная плита, которая использовалась в качестве держателя. Ее заменили более толстой, после этого фирма заявила, что ей удалось предотвратить поломки.
Фирме действительно удалось избавиться от ломающихся болтов и раскалывающейся плиты, т. е. выполнить первый этап. Она просто приняла аварийные меры, но не предотвратила повторения дефектов.
Мы тщательно изучили эту проблему. Как выяснилось, излом и раскалывание объяснились вибрацией. Не устранив причину, т. е. вибрацию, фирма стала применять болты большего диаметра и более толстую чугунную плиту. Но в один прекрасный день вибрация скажется непосредственно на приборе и выведет его из строя. Только устранение вибрации могло предотвратить повторение дефектов (выполнение второго этапа).
Предположим, что теперь вибрация устранена. Означает ли это, что был выполнен третий этап? Нет, поскольку не устранена основная причина. Почему фирма не смогла обнаружить вибрацию при испытании изделия на стадии разработки новой продукции? Даже если устранить вибрацию на более позднем этапе, это не предотвратит повторного возникновения проблемы, поскольку при разработке нового изделия может быть допущена аналогичная ошибка. При первоначальной разработке этого станка, очевидно, проводили различные испытания. Почему же испытатели не учли вибрации? Программа испытаний была явно недостаточно полной.
Фирма должна пересмотреть свою программу испытаний и разработать новый метод для определения уровня вибрации, который может привести к излому болтов. Единственным способом предотвращения повторного возникновения проблемы является возвращение на исходные позиции и последовательная проверка всех факторов. Следует обратиться к разработке методов испытаний и к вносимым в них изменениям на ранних этапах разработки продукции. Это единственный путь к устранению основной причины, т. е. к выполнению третьего этапа.
В общих чертах устранение основной причины непосредственно связано с совершенствованием управления, пересмотром важнейших стандартов.
Например, нельзя повысить уровень качества, если фирму интересуют только те функции, которые выполняют производственные рабочие. Качество - дело каждого, и фирма должна добиваться повышения качества во всех своих подразделениях, от конструкторского до коммерческого и службы дообслуживания. Она должна также стремиться к улучшению качества работы всех своих работников, включая руководителей, производственных рабочих и работников отдела сбыта. Без этого фирма не сможет продолжать выпуск качественной продукции. Именно по этой причине и необходимо внедрение комплексного управления качеством.
То же можно сказать и об управлении производственным процессом. Когда на одной фирме состояние дел изменилось в худшую сторону, работники фирмы попытались разобраться в причинах и установили факт применения некачественных материалов. После замены материалов руководство фирмы заявило, что фирма успешно предотвратила повторное возникновение проблемы. Однако это временная мера (первый этап), а не предотвращение возможности повторения ошибок. Фирма должна была в первую очередь изучить причины применения некачественных материалов и провести соответствующие корректирующие воздействия. В данном случае существует возможность повторного использования некачественных материалов. Для решения этой проблемы можно ужесточить входной контроль материалов или изучить место их хранения - такие меры необходимы для предотвращения повторения ошибок.
Следующим этапом является рассмотрение с той же точки зрения аналогичной ситуации в других условиях. Правильно ли хранятся другие материалы? Соответствует ли требованиям их входной контроль? Убедившись в том, что все другие материалы можно применять по назначению, фирма делает первый шаг на пути устранения основной причины (третий этап). Еще раз хочу подчеркнуть, что временная мера не есть мера по предотвращению повторения ошибок. Правда, ошибку можно исправить, но это не будет собственно решением проблемы. Люди, которые довольствуются "латанием дыр", не хотят утруждать себя решением более сложной задачи, связанной с установлением истинных причинных факторов. Они предпочитают оставлять все, как есть.
Предотвращение повторения ошибок - это трудная задача. Подход к ее решению, который я описал выше, важен с точки зрения управления качеством и обеспечения качества. Такой подход может потребовать немало времени, но его последовательная, поэтапная реализация может обеспечить прогресс в технологии и организации производства.
(01) Acceptable quality level.